СМЕТНЫЕ РАСЦЕНКИ ДОЛЖНЫ ОТРАЖАТЬ РЕАЛЬНУЮ СТОИМОСТЬ

Сметно-нормативная база в строительстве не удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня – этот вопрос неоднократно поднимался на всех уровнях и, наконец, вылился в дискуссию на страницах «Строительной газеты». Столкнулись две точки зрения: одни, назовем их «консерваторы», считают, что существующая сметно-нормативная база, при  которой «сколько будет дважды два – решает заказчик!», позволяет решать вопросы при умелом подходе. Другие, назовем их «реформаторы» предлагают внести изменения в сметно-нормативную базу с тем, чтобы в ответе на вопрос, сколько будет дважды два, содержался ответ, основанный на реальных расценках и реальных затратах в строительной отрасли.

Как совместить фактические и сметные затраты при том, что многие расценки на строительно-монтажные работы морально устарели; при том, что  сметная заработная плата меньше фактических затрат работодателей на оплату труда рабочих на 20­150 процентов в зависимости от вида работ; сегодня недостаточно расценок для определения сметной стоимости технологического оборудования, монтаж телевидения, кондиционирования, пожаротушения; недостаточно расценок на стоимость электротехнического оборудования, оборудования связи, малых архитектурных форм и т. д.

    Эту обеспокоенность НП СРОР «Союз строителей РБ» не разделяет президент Некоммерческого партнерства «Межрегиональное содружество сметчиков» И.Носенко. Существующую нормативно-сметную базу он считает приемлемой, а в главе 9 не видит противоречий с реалиями дня. «Да, дополнительные издержки строителей, возникшие не по их вине, надо учитывать в сметной документации. Но строители должны доказывать свою правоту, должны уметь это делать», — считает он.

Проблема ценообразования в строительстве стала предметом разговора на заседании рабочей группы по ценообразованию НП СРОР «Союз строителей РБ» (руководитель группы Р.А.Кривобочек). Резида Кривобочек, начальник сметно-договорного отдела ОАО «СК трест №21», обосновала необходимость совершенствования сметно-нормативной базы в строительстве:

— Нам нужна система ценообразования, учитывающая наши реальные расходы, чтобы в единичных  расценках были учтены материалы, конструкции, которые мы вовлекли в производство, а не старье, которое мы видим при экспортировании  ведомости материальных ресурсов со сметной программы в «XL» для списания материалов.  Нам нужны расценки, где были бы учтены  реальные современные машины и механизмы, которые обслуживают процесс строительства. Что особенно неприятно: контролирующие органы налоговых инспекций, прокуратур и счетных палат, находя несоответствия между сметной и фактической стоимостью, причисляют нас к растратчикам государственных средств, делают из нас фактически преступников… Еще проблема в том, что генподрядчики диктуют условия, кто во что горазд, начиная с размера отчислений за генподрядные услуги. Доходит до 10% от стоимости выполненных объемов. Какие же надо иметь накладные расходы бедному субподрядчику, чтобы отчислить эти 10% от СМР генподрядчику. Субподрядчик ходит, пытается что-то доказать, но ответ один: «не хочешь, не работай». И это происходит почему? Потому, что сегодня  нет нормативного документа о взаимоотношениях генеральной подрядной организации с субподрядными организациями, где должны быть размеры отчислений в зависимости от вида  выполняемых строительно-монтажных работ и вида оказываемых услуг  для установления каких-то рамок в действиях генподрядчиков. Говоря о реформе, мы ни в коем случае не подразумеваем увеличение стоимости  строительства объектов или диктат подрядчиков. …

Р. Кривобочек поддержала Татьяна Левенштейн, инженер-сметчик ПК «Поиск»: «То, что нужно менять сметно-нормативную базу, сейчас ни у кого не вызывает сомнений. С применением современных технологий в строительстве мы получим новую базу, ориентированную определять реальную стоимость строительства с учетом всех особенностей того или иного производства. И здесь речь идет не о кирпиче и бетоне, а вопрос более глубокого содержания. Никто не говорит, что это приведет к удорожанию объектов, наоборот, при современной технике выработка одного рабочего больше, соответственно чел-часов на выполнение единицы продукции понадобится меньше, тем самым мы получим существенную экономию, в том числе и бюджетных средств. Другое дело, кто будет разрабатывать новые единичные расценки, делать хронометраж, определять нормы по каждой статье затрат. Сейчас нет таких институтов, и РЦЦС здесь не поможет»…

— Приведу пример, чтобы не быть голословной, — продолжила Р.Кривобочек. – Монолитное железобетонное строительство востребованно в строительном комплексе.     В сборнике ТЕР 06 «Бетонные и железобетонные монолитные конструкции» в расценках заложен  8-тонный башенный кран. Бетононасос, без которого не обходится ни одна заливка, тем более, если речь идет о строительстве высотного здания, не учтен в расценках. Стоимость маш/часа  бетононасоса HYUNDAI в нашем регионе в среднем составляет 3 500 руб/час, стоимость маш-часа башенного  крана 440 руб. Несложно  предположить, что по этой позиции строители несут немалые потери. Кроме того, в  расценках  6-го сборника заложена опалубка древних времен – круглый лес, щиты   из  досок.   Фактически  используется ламинированная фанера и брус. Обратились мы с этой проблемой в Региональный центр ценообразования, нам ответили: «Автобетононасосы учтены в следующих расценках:.. ТЕР06-01-091;. ТЕР06-01-103. ТЕР06-01-121;  Согласно п.1.6.40 «Общих положений ТЕР2001» : «Если  ПОС или ППР предусмотрено при бетонировании монолитных конструкций применение резервных бетононасосов,  то затраты на их эксплуатацию следует учитывать дополнительно.» То есть, в отдельных расценках по устройству монолитных конструкций в опалубке заводского изготовления типа «Пери» и объемно-переставной опалубке учтены затраты на автобетононасосы. А во всех основных расценках 6-го сборника, которыми пользуются сметчики проектной организации, нет бетононасоса. Тут мы никак не можем воспользоваться советом г-на Носенко: « А тем, кому эти несчастные мел, пемза, ветошь, медный купорос напрочь не нужны,  так пусть и не пользуются этими нормами и расценками, есть ведь и другие…».  Подрядчик при проектировании (составлении смет) никак не может  заранее проконтролировать проектировщика, чтобы тот использовал вот эту расценку, а не ту. Особенно, если это касается проектирования объектов для государственных нужд. Бедному подрядчику остается надеяться на то, что сметчик проектной организации окажется настолько очень компетентным, что будет сидеть и думать о   затратах подрядчика, которые  не будут компенсированы и сошлется на пункт «Общих положений». А про опалубку типа «Пери» и речи нет, потому что на момент проектирования еще не определен подрядчик, тем более неизвестно, по какой технологии он будет возводить. Поэтому проектировщик расценит данную работу, используя привычную расценку, где учтены механизмы и прочие материалы  30-летней давности. Разматываем «клубочек» дальше. Проектный институт выдал локальную смету в базовых ценах, некорректную, с устаревшими ресурсами, нормами, технологиями. Из-за отсутствия расценок некоторые виды работ расценены по  расценкам, взятым применительно. Далее Региональный центр рассчитывает индекс изменения сметной стоимости на основании этой же некорректной базовой цены. Вернемся к тому же примеру. Если в расценке для подачи бетона учтен башенный кран, то для расчета индекса, естественно, берется текущая цена башенного крана в размере 440 руб., а не бетононасоса за 3500 руб. за 1 маш/час., так как сметная программа выдает данный ресурс, и работник Регионального центра не имеет права менять этот ресурс. Соответственно расчетный индекс не компенсирует фактические затраты…

Тем не менее, и у И.Носенко есть сторонники. Представитель «ВНЗМ» Татьяна Деньгина считает, что существующие нормативы приемлемы. Все зависит от подхода к решению проблем, возникающих из-за несовершенства сметно-нормативной базы. Но, как выяснилось в ходе дискуссии, сторонники «застоя» в вопросах ценообразования просто давно не вели строительство на бюджетных объектах, где чаще всего сметчики сталкиваются с проблемами. А введение в действие закона 94 об электронных торгах еще острее выявило несовершенство существующей сметно-нормативной базы. И. Носенко предлагает сметчикам (подрядчикам) лукавить с заказчиками. «Заказчики с вами лукавят, но и ваши фирмы с ними лукавят. Вот так и продолжайте: с вами лукавят – и вы лукавьте, потому как быть порядочными с теми, кто лукавит, — это есть не что иное, как простодушие». (Просто невозможно поверить, что так рассуждает человек, возглавляющий российское сообщество сметчиков. Дядя с улицы и то аргументы, наверно, подобрал бы серьезнее. – Ф.Х).

— О каком лукавстве может идти речь, если предметом контракта является государственный заказ? – похоже, Резида Анваровна не выдерживает, возмущение слышно в ее голосе. — Как мы можем лукавить с государственным заказчиком, если все уже определено результатами аукциона, тендера?  Кроме устаревшей сметно-нормативной базы здесь появляется следующая проблема – достоверное определение начальной максимальной цены. Как она определяется? Экспертизу проходит проектно-сметная документация на стадии «проект».  То есть стоимость строительства определена на основании объектов-аналогов или по укрупненным расценкам, точнее сказать, приблизительно. На основании сводного сметного расчета, прошедшего экспертизу на стадии «проект», определяется  начальная максимальная цена строительства.  В аукционной документации подрядчик видит приблизительную  базовую стоимость объекта в виде сводного сметного расчета и индекс изменения сметной стоимости СМР. Конкретнее,  видит «кота в мешке». От этой цены он должен уступить, чтобы выиграть аукцион. Возникает следующая проблема: за счет чего? Теоретически — за счет  сметной прибыли, других источников нет. Однако, сметная прибыль, заложенная в сметную стоимость — это средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников. Значит, подрядчик, уступая на торгах, заведомо перечеркивает свое развитие и материальное стимулирование работников. Подрядчик выиграл аукцион, ура! Получает рабочую документацию «в производство работ». По рабочим локальным сметам стоимость получается больше, чем контрактная цена. Но при определении стоимости строительства объекта для государственных и муниципальных нужд, пункт 4.1 статьи 9 федерального закона № 94-ФЗ  ставит нас в жесткие рамки: «Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения…». Результат: подрядчик «сдохнет» (это словечко взято из статьи того же И.Носенко – Ф.Х.), так как сметная прибыль вылетела на уступку, часть накладных расходов уйдет на доплату до фактической  цены по материалам, аренду техники, остается «голая» зарплата основных рабочих, определенная по тем советским нормам трудоемкости работ,  при совершенно другой форме экономического развития, при плановом хозяйстве, при уравниловке. Как определялись в 1984 году нормы? Кто сейчас скажет?  Анализируя трудоемкость некоторых видов строительно-монтажных работ, предполагаю, что тогда были свои «социалистические рамки», быть может, при создании нормативной базы 1984 года, многие нормы перешли аккуратненько с нормативной базы 1969 года?  Но и в этих условиях подрядчики научились выживать. Чтобы выжить, они начинают пренебрегать некоторыми требованиями утвержденной проектно-сметной документации, отступать от соблюдения технических регламентов и национальных стандартов, нанимают дешевую рабочую силу, используют «черную» зарплату, уходят от налогов и т.д.   Результат их деятельности тоже плачевный — соответствующее качество строительной продукции. Но так не должно быть!…

— Что касается  9 главы сводного сметного расчета… Как правило, в начальную максимальную цену из прочих включают зимние удорожания и пусконаладочные работы. А где остальные? Ведь они значительны для подрядчиков, — продолжает Р.А.Кривобочек. — Задаешь вопрос тем, кто формировал начальную цену, отвечают, что нет этих затрат в сводном сметном расчете. Задаешь вопрос проектной организации, отвечают, что не было в техническом задании на проектирование от заказчика. Круговая порука получается, а крайним остается подрядчик со своими убытками. Как решить эту проблему?  Естественно, прежде всего заказчик при составлении задания на проектирование должен обдумать предстоящие прочие затраты подрядчиков  и включить в техзадание. Далее при  разработке проекта организации строительства проектировщик совместно с заказчиком еще раз должны обговорить и согласовать те прочие затраты, которые будут иметь место  при строительстве данного объекта. Чтобы навести порядок в этом вопросе, необходимо разработать единый порядок включения прочих затрат в  главу 9 сводного сметного расчета и соответственно в расчет начальной максимальной цены, выставленной на торги. В МДС81-35.2004 имеется рекомендательный перечень основных видов прочих затрат, однако в расчет начальной максимальной цены, как правило, в нашем регионе включаются только зимние удорожания и пусконаладочные работы.

Позиция ЗАО Проектный институт «Башкиргражданпроект», которую высказала главный специалист-сметчик Минзиля Пустовая, сформулирована конкретно: «Необходимо ускорить выпуск расценок с применением новых технологий, оборудования, машин и механизмов, материалов и конструкций, так как в связи с отсутствием цен сметчик вынужден представлять на утверждение заказчику три варианта стоимости на каждое изделие, что создает дополнительные трудности при составлении сметы»…

НП СРОР «Союз строителей Башкортостана» решил еще раз поддержать обращение приморских строителей, которые считают актуальным вопрос реформирования сметно-нормативной базы.  Процесс реформирования ценообразования надо начинать с принципиальной переработки основного документа –  «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации. МДС 81-35.2004», которая должна соответствовать положениям статьи 48 Градостроительного кодекса РФ и раздела  II Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г.  №87  «О составе разделов проектной документации и требовании к их содержанию». Необходимо установить требования к оформлению сметной документации и созданию единого подхода к формированию сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов с учетом изменений в законодательстве, новых методов строительного производства. Необходимо разработать новую сметно-нормативную базу, с пересмотром всех расценок, нормативной трудоемкости, с учетом современных технологий строительства, современных строительных материалов, конструкций, машин, механизмов, оборудования. Можно перенять опыт ценообразования в других странах, например, в Германии. Там нет понятия «базовая цена», там все ценовые расчеты «калькуляции» составляются исключительно в текущих ценах на основе утвержденных ценовых показателей. 2014 г.

Фирдауса ХАЗИПОВА.

АНЕКДОТЫ В ТЕМУ

Сколько будет дважды два – решать заказчику!

* * *

Жираф — это лошадь… выполненная по всем требованиям заказчика!

* * *

Строителя спрашивают: «Чего ты боишься больше всего?»
— Заказчиков и темноты!
— Ну заказчиков понятно. Но темноты — то почему?
— А вдруг там заказчик!

***
Заказчик строителю: 
— А не слишком ли тонкие стены? 
— Нормальные, ещё ведь обои будут.
***

Заказчик, отдавая деньги:

— Я надеюсь, если потом нужно будет переправить, можно обратиться? Это ведь не так, что один раз сделали и забыли?

 — Разумеется, в зависимости от того, что и как нужно будет исправить.

 — Ну конечно! Я не скажу «Давайте все переделаем».

— Не вопрос. Кстати, еще один момент. Можно и мне потом, если у меня вдруг кончатся деньги или возникнут новые планы, я обращусь к вам насчет немного доплатить? Это мелочь, мне требуется очень редко, думаю, вас не затруднит.

— ???

 — Да вы не переживайте! Я же не подойду к вам, мол, заплатите мне еще раз!

Обновлено: 29.08.2019 — 13:56

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *