интервью

Четырнадцать вечеров с морозятами

Вот и пришел черед зимы. За окнами кружатся снежинки. Мороз — величайший художник — украсил замысловатыми узорами стекла. Самое время подумать о волшебстве и чудесах, которых каждый вправе ожидать в эту чарующую пору. В издательстве «Союз писателей» вышла новая книга для детей, получившая название » Морозята и Холодрыга «. Ее написала Фирдауса Хазипова. Она сумела не просто придумать яркую, увлекательную, поучительную историю, но и создать эдакий портал между миром привычным и миром волшебным. Пройти сквозь него и очутиться в стране вечной Зимы,думаю, захотят все юные читатели, которые давно мечтают о приключениях и не отказались бы лицом к лицу столкнуться со Злом, чтобы одержать над ним победу с помощью Добра.

Главными героями этой сказки являются Холодрыга, Морозята, Седой Мороз и другие. Они стали замечать, что с каждым годом Холод, который в прежние времена всю зиму царствовал на Земле, все больше сдает свои позиции, уступая место вездесущему Теплу. Нельзя допустить, чтобы баланс нарушился окончательно и сказочная пора навсегда исчезла из мира. Но, чтобы добиться желаемого, придется изрядно потрудиться, сделать не один выбор и многое понять. А заодно, вместе с героями, мальчишки и девчонки выяснят, где пролегает граница между настоящим Добром и истинным Злом, научатся больше любить и лучше понимать своих родителей, хранить верность друзьям и прислушиваться к советам старших. А еще они многое узнают о долге, любимом деле, сомнениях и правильном выборе

Столь интересная, захватывающая и бесспорно полезная для духовного развития подрастающего поколения книга, как » Морозята и Холодрыга «, не должна оставаться без внимания. Прочитать ее нужно каждому малышу, который верит в чудеса, любит зимние забавы и мечтает стать настоящим героем и просто хорошим Человеком. Нам стало интересно, как создавалась эта история. Наш корреспондент встретился с автором сказки, и Фирдауса Наилевна ответила на наши вопросы.

Недавно вышла Ваша книга » Морозята и Холодрыга». Поздравляю Вас. Она вышла в преддверии зимы, незадолго до нового года. Это случайность или так и было задумано?

— Несмотря на то, что моя сказка наполнена такими красивыми проявлениями зимы, как искрящийся стразами снег, мохнатый чехол инея на деревьях, белые умиротворяющие снежные просторы, сияние айсбергов в полярной ночи, кружевные сосульки вокруг грота, розовато-синее морозное утро, это не новогодняя сказка. Потому что при прочтении повести мы видим серьезные проблемы, с которыми сталкиваются и герои повести, и человечество в целом. Крепкие зимы в некоторых регионах уходят. И это порождает проблемы – вместо снегов идут снегодожди, реки мелеют, парниковый эффект усиливается, снижаются запасы пресной воды, под большую воду могут уйти целые страны. И это все очень серьезно.

 » Морозята и Холодрыга » — первая книга для детей, которую Вы написали, или были и другие? Как родилась идея создания книги?

— Это произведение — мой дебют в литературном жанре. Всю жизнь я работаю журналистом в корпоративных изданиях в нефтеперерабатывающей и строительной отраслях. Своего потолка в профессии я, думаю, достигла, потому что главным принципом для меня всегда было правило – если берешься за дело, надо делать его хорошо. В общем-то есть дипломы и грамоты за достижения во всероссийских, республиканских и отраслевых конкурсах. Даже получила сувениры от тогдашнего мэра Москвы Ю. Лужкова за победу в международном журналистском конкурсе, посвященном 850-летию Москвы. Есть Почетная грамота города Уфы и звание «Заслуженный работник печати и массовой информации Республики Башкортостан». Но, надо признать, когда человек серьезно относится к работе, живет ею и пытается все делать, как надо, это не всегда нравится тем, кто привык трудиться спустя рукава. Я часто сталкивалась с ситуациями, когда активиста высмеивали за то, что «высовывается», в частности это касается общественных корреспондентов из рабочих и инженеров; гнобили журналистов за попытку высказать свое или авторское мнение по каким-либо общественно-политическим событиям. А уж за критические материалы в адрес тех, кто этого заслуживает из «номенклатурной обоймы», вообще треск стоял на совещаниях. Я уважаю честных, принципиальных, да и просто талантливых представителей своей профессии. При этом для меня, например, важно, чтобы в  этом человеке кроме всего была крепкая нравственная составляющая: порядочность во всем, открытость, отзывчивость.

В начале своей журналистской карьеры я, к сожалению, попала в редакционный коллектив, где нравственные понятия у некоторых сотрудников были не в чести, а сама газета находилась на задворках общих интересов. В то время я говорила себе: «Пусть делают, что хотят, лишь бы не мешали работать»… Но мы с вами взрослые люди и понимаем, что такая белая ворона, которая вроде не мешает, все равно воспринимается как бомба замедленного действия (а ну как надоест ей этот бардак и она пожалуется в партком!) или как немой укор их бездеятельности. Тогда у меня совпало все – и проблемы на работе, и в личной жизни. Было больно, обидно, жестоко и несправедливо. И начал зарождаться сюжет этой сказки. Больше 30 лет назад появились первые две части нынешней повести «Морозята и амариллис». Морозик – это я, с его непохожестью на собратьев, обостренным восприятием несправедливости и зла, с его жаждой мщения. И также, как Морозику, в самый трудный момент жизни встретился мне вот такой «маячок», как Морозинка, который просто обнял за плечи и напомнил изречение Соломона: «Все проходит. И это пройдет». И дело даже не в конкретном имени, а в том, что каждому из нас в трудную минуту кто-нибудь обязательно скажет что-то ободряющее. И это самый большой подарок судьбы – поддержка, тепло человеческое. И основная мысль той давней сказки была (она даже заканчивалась этой фразой) «благословляю величайшее благо на земле – тепло человеческое».

Осенью 2015 года в Уфе проходил Международный литературный фестиваль, в рамках которого был организован семинар для начинающих писателей. Его вела писатель из Москвы Светлана Василенко. Я предложила на обсуждение мою сказку, которую позиционировала как сказку для взрослых. Светлана Владимировна заметила в ней что-то андерсеновское, предположила, что из этого может получиться мультфильм и посоветовала сделать книжку, сборник сказок. И у меня завертелось в голове продолжение истории морозят и Холодрыги. Больше восьми месяцев я наращивала сюжет, изучала информацию, необходимую для повести, вырисовывала ситуации. На всех этапах Светлана Василенко, как опытный лоцман, обозначала нестыковки, недоработки. И я продолжала работать, не замечая, как на смену зиме пришла весна, затем лето. Очнулась я уже в июне 2016 года, когда получила хороший отзыв от наставницы. Я, наконец, поставила последнюю точку, потому что я даже начала уставать от этого сюжета. В итоге концепция повести поменялась. Ну это и понятно, через 30 лет меняются и взгляды, и отношение к жизни, и даже характеры. В итоге, как мне кажется, в остальных 12 частях сказки, написанных в последний год, уже не Морозик, а Холодрыга – это я. Холодрыга повзрослела, от ее максимализма, слишком рьяного и строгого отношения к делу и морозятам остались мудрость, понимание, честное отношение к своему призванию. Неправильно воспринимать ее как монстра. Она молодое красивое существо, умна, предана своему делу, способна на сочувствие и любит морозят. Морозята – это снежные дети. И злы они не по сути, а потому что дети стужи, зимы. Их предназначение – морозить все вокруг, чтобы сохранить холода.              

Какую основную мысль Вы хотели вложить в свое творение? Удалось ли Вам в полной мере ее раскрыть или по мере написания сказки концепция поменялась по сравнению с первоначальной?

— Хочу сразу отметить, что повесть «Морозята и Холодрыга» скорее предназначена для подростков и даже взрослых читателей. Ведь на самом деле речь здесь не идет о зиме или осени. Главная тема и главная мысль – понять свое предназначение и следовать ему. Но если ты отступил от него и попал в неприятную историю, надо находить в себе силы возвращаться в нормальное русло. К своему предназначению, к своему окружению надо относиться серьезно и честно, потому что расхлябанность, безделие, нежелание слушать и слышать добрые советы ведут к разрухе в целом (помните, у Булгакова – разруха не в хозяйстве, а в головах) и глобальным проблемам. Надо немного масштабнее мыслить – вот чего хотелось бы добиться от молодых.

 Довольны ли Вы тем фактом, что многие дети теперь увидят Ваше творение и смогут его оценить?

— Мой жизненный опыт подсказывает, что в наш век ждать, что кто-то что-то может оценить, особо не приходится. Поясню, почему. Одно лето я отдыхала на море в частной гостинице в Адлере, где основная жизнь протекала на просторном дворе и где находилось порядка 15 детишек и примерно 10 мам. За все десять дней я ни разу не видела какую-нибудь мамашу с книжкой в руках и не слышала, чтобы они читали книги детям. Благо для детишек был уголок, где был телевизор, предметы для рисования и лепки. Это были два разных мира, занятых только собой, – у детей игры, какие-то отношения между собой. Мамаши же занимались постирушками, вечерами собирались за столом, пили вино и ржали на всю вселенную… И другая ситуация. В бассейне я обратила внимание на девочку лет 10-11, которую сопровождала няня или гувернантка, которая осталась ждать ребенка в вестибюле. Я случайно увидела расписание этой девочки на неделю – все минуты ее жизни расписаны по минутам: музыка, английский, школа, уроки, танцы еще там куча всего. После бассейна я вошла в сауну и увидела ее. Она лежала на полке с закрытыми глазами и просто отдыхала от сумасшедшего ритма ее жизни. Как ни жалко ее было, но пришлось сказать, что в сауне спать опасно. И еще одна ситуация из жизни… Поехала я в горы, в группе были мать с дочерью лет 10. Видно было, что мать занимается ребенком, вкладывает в нее, что может. Но как-то вечером мы сидели на диване, и я просто погладила девочку по голове. Она полузаметно, как котенок, медленно подползла ближе и положила голову мне на колени. На другой вечер она попросила меня погладить ее по спине. Рядом сидела мамаша. Хотелось сказать ей пару ласковых, но не стала. К сожалению, большинство родителей считают, что их ребенок не нуждается в ласке, в доверительном разговоре. Дети еще очень долго хотят чувствовать родительскую любовь, и это так…    

Какой реакции Вы ждете от юных читателей? Рассчитываете ли, что книга им понравится? Какие выводы, на Ваш взгляд, они прежде всего должны сделать, познакомившись с историей героев от начала до конца?

— Мне трудно объективно оценить свое детище. Могу только сказать, как филолог, что герои в повести необычные, есть хорошие художественные приемы, что нечасто сейчас используется авторами. Ну и, конечно, очень развернута познавательная часть повести – здесь есть сведения о круговороте воды в природе, о формировании снежинок, о парниковом эффекте, полярных сияниях. Устами Морозов на совещании озвучены разные точки зрения на причины изменения климата и т.д. Но главное в повести – это вопросы отношения к своему делу, к окружению. Я считаю здесь не менее важной и нравственную сторону произведения. Каждый извлечет из повести «Морозята и Холодрыга» те уроки, которые он увидит. Проблема в том, что чужой жизненный опыт не всеми воспринимается, большинство предпочитает вляпываться снова и снова в неприятные ситуации. Как говорят в народе, ищет приключений на свою голову, или – наступает на одни и те же грабли. Не у всех есть понимание того, что книга/фильм – учебник жизни. Там можно узнать о последствиях чужих ошибок, неправильного принятия решений, чтобы не повторять негативного опыта других.  

Назовите Ваши любимые детские книги и любимых авторов? Как изменились Ваши взгляды с течением времени: кто Вам нравился в детстве, кого выше других Вы оцениваете сегодня и почему?

— Увы, я росла в семье, где никогда не было книг, кроме бабушкиного Корана.  Впервые с книгой я столкнулась в детском саду, и почему-то вспоминаю этот вечер очень странно. Я вижу все со стороны: как мы стоим вокруг воспитательницы, она читает нам книжку, и вижу себя — с широко распахнутыми глазами и в потрясенном состоянии. С тех пор любовь к чтению у меня просто зашкаливала – я читала запоем. Когда мы с бабушкой приходили в гости и я видела неважно что – книгу, журнал, газету или медицинский справочник – я забивалась в уголок с чтивом. Как-то мы поехали к родственникам в Ташкент, и там в сарае я обнаружила просто клад книг, потрепанных, зачитанных, но таких интересных. Я привезла домой, сколько могла. И по несколько раз перечитывала Рыбакова «Кортик. Бронзовая птица», «Молодая гвардия». Вообще мне нравились книги о партизанах, подпольщиках, о школьной жизни. Довольно долго до лет 30 я с удовольствием читала русские сказки. Непонятно, что меня в них завораживало. Оттуда же из ташкентского сарая я привезла «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, чем-то и он меня заворожил в 12 лет, что в институте я даже писала по нему диплом. Когда я перешла в 7 класс, русский язык у нас стала преподавать Анна Ивановна Маканина (мама известного писателя Владимира и талантливого математика Геннадия Маканиных). В 9 классе литературе, а значит, и жизни нас обучала Софья Захаровна Болховских. Они были не маячком, а большим Маяком в моей жизни. Они очень многое дали в плане познания и отношения к жизни и людям, поощряли самостоятельность мышления, прививали творческое начало, направляли в выборе книг для чтения. В основном меня интересует литература разных жанров, кроме фантастики. Поскольку талантливых авторов очень много, ну просто очень много, я стараюсь выбирать лучшее – по спискам, которые иногда публикуются в прессе. Мне сейчас хочется больше читать современных авторов, но лучших. Что касается детской/подростковой литературы, я замечаю, что часть произведений больше напоминает дневниковые записи учителя или ученика, и обязательно присутствуют стёб, школьный сленг, ёрничество. Подобное трудно называть художественным произведением в лучшем смысле этого слова. Предвижу вопрос: что же я считаю главным в творчестве. Я придерживаюсь правила, как я для себя обозначила НПИ – нужно, полезно, интересно. Чтобы вещь была интересна, необходимо отходить от шаблонов; чтобы книга была полезной, в ней должны содержаться какие-то познавательные элементы; чтобы произведение оказалось нужным, там должны содержаться такие факты и герои, которые помогут выстраивать собственные жизненные приоритеты и отношения, вырабатывать позицию, принимать правильные решения. Жизненный опыт, накопленный предыдущими поколениями, должен стать предметом анализа для читателя; а ошибки и заблуждения не должны повторяться потомками. Наверно, эта мысль автора доминирует при создании сочинений.   

Довольны ли вы тем фактом, что вышла ваша книга? Почему Вы решили писать именно для юных читателей?

— Конечно, определенный щенячий восторг присутствует от мысли, что мое дебютное произведение в литературном жанре увидело свет и так быстро. Я очень благодарна программе «Новые имена» за то, что практически сразу взяли мою сказку в работу. Тем самым дали мне право думать, что вещь получилась. С другой стороны, этот труд – на самом деле большой и непростой – остается без гонорара. Когда первые две части сказки были опубликованы в башкирском журнале, и я получила гонорар 278 рублей, я была в полнейшем недоумении: на что же писатели живут. Я купила на эти деньги маленькую баночку варенья из грецких орехов. И вычерпывая ложечкой варенье, я все время смеялась, вспоминая этот свой «заработок». А с программой «Новые имена» даже смеяться не над чем. Только грустно от того, что я, автор, даю работу иллюстратору, корректору, рецензенту, и я же оплачиваю их труд. А сама, как дура, остаюсь без подарка (это из анекдота). Но та бульдожья хватка, с какой агентство выхватывает из потока рукописей достойные произведения (Вау! Это и моя сказка достойна!), оперативно выпускает книги авторов за свой счет и способствует их продвижению, — это, честное слово, вызывает уважение. И сожаление, что таких лит. агентств мало в стране.

Есть ли у Вас планы на ближайшее будущее?

— Есть задумки. Но они не связаны с детской литературой.

Спасибо, Фирдауса, за подробные ответы. Всегда приятно побеседовать с интеллигентным, открытым человеком. Желаем Вам дальнейших творческих успехов, новых идей и понимания.

Екатерина Кузнецова (г. Новокузнецк).