В СПЛЕТЕНЬИ ТРУБ…

Когда смотришь на нефтеперерабатывающие заводы в сплошном сплетении труб различного калибра, находишь какое-то сходство со знаменитой скульптурой “Лаокоон, борющийся со змеями”. Но в отличие от мифического героя, которого змеи пытаются задушить, многочисленные трубопроводы обнимают НПЗ, как родного. Ибо ни завод без трубопродуктопровода, ни трубы без продукта переработки завода жить не могут. По трубам перекачивают сырье, конечный продукт, воду, пар, газ, воздух, тепло. Трубопроводы всегда будут “обнимать” заводы, и рынки сбыта рядом с ними всегда будут самыми выгодными.

Тем не менее их отношения далеки от идеальных. По данным службы главного механика,  именно неполадки на трубопроводах дали рост различных технических и экологических аварий и отказов в работе.  Из них половина случаев приходится на производства-ветераны — газотопливное и масляное —  где возраст большей части  труб давно пережил свой срок.

                      386  КИЛОМЕТРОВ  НА  ДВОИХ

     В отделе технического надзора работают 45 человек. Мне довелось побеседовать со старшим инженером группы трубопроводов и резервуаров Александром Александровичем Тиракьяном. В  его группе   два человека, и в их ведении помимо резервуаров и сосудов товарного производства находится  386 км  технологических трубопроводов 1-4 категорий, в том числе для особо ядовитых, пожаро-взрывоопасных продуктов таких, как фенол, этиловая жидкость, кислоты, бензин, масла, нефть. Но если надземные трубопроводы  доступны для  визуального осмотра по всей длине, хотя  при таком их колос-сальном объеме это тоже трудно, то как же диагностируется состояние трубопровода под землей?

  —  Эксплуатация подземных трубопроводов, особенно категорийных, всегда чревата непредсказуемыми последствиями, — рассказывает А.А.Тиракьян. —  Здесь влияет все: и электрохимическая коррозия, и агрессивность самого продукта, и непредсказуемость грунтовых вод. Отдел  оснащен самыми современными приборами. С помощью приборов неразрушающего контроля проводится ультразвуковая толщинометрия, контроль состояния сварного соединения. Самое простое — это внешний осмотр. Выкапывается шурф, смотрим состояние гидроизоляции и наружной поверхности, замеряем прибором остаточную толщину стенки…

    На заре развития нефтехимии и нефтепереработки основные линии трубопроводов прокладывали под землей. Карта с густой сетью труб, окутавшая всю страну, являлась страшным секретом для всех.  Правда, те, кому доводилось пролетать зимой или ранней весной на вертолете, прекрасно  видели арабески проложенных под землей трубопроводов, ибо над ними снег подтаивал.

     С окончанием “холодной войны” эта тайна перестала быть такой охраняемой, часть трубопроводов вынесли на поверхность. Так что сегодня  трубы “обнимают” НПЗ и  поверху, и под землей. Всего по республике Башкортостан протяженность трубопроводов составляет более 400 тысяч км. И, к сожалению, сегодня мы не можем сказать, что у нас высоконадежный трубопроводный транспорт.

   —  Кроме того, что очень велика протяженность коммуникаций и что они очень старые, есть свои трудности и недостатки в диагностике “заболеваемости” трубопроводов. Допустим, провели ревизию трубопровода — все нормально. А в нескольких метрах — коррозия. В новой трубе могут появиться глубокие язвы  по причине той же     электрохимической коррозии или от заводского дефекта в металле. Трудно продиагностировать трубопроводы, проходящие под железными дорогами, под руслами рек. Сейчас появился новый  прибор, сканер, который под давлением запускается в трубу точно по диаметру, и, проходя по трубе на большой скорости, он ведет запись всех дефектов. Но, к сожалению, не все трубопроводы приспособлены для сканирования, там много отводов, узлов. Да и метод достаточно дорогостоящий. Если мы хотим иметь высоконадежный трубопровод, необходимо менять трубы по истечении срока независимо от их состояния…

           “ЛЮБИМАЯ ЖЕНЩИНА”  ТРУБОПРОВОДА

   Проблемы  нефтепереработки  связаны с проблемами коррозии металлов. Коррозия — просто многолетний бич металла, болезнь  неотвратимая и неизлечимая. Не секрет, что 99,9% технологического оборудования нефтеперерабатывающих заводов изготовлено из различных металлов и сплавов. Неполадки по причине коррозионного износа на продуктопроводах составляют до 54%. В мае  из-за коррозии пропустил мазутный трубопровод. 16 июня при перекачке дизтоплива из резервуара  на АО”Новойл” также произошла утечка продукта на поверхность земли  вдоль проезда 24. В январе произошел разрыв трубы на АВТ-3 по откачке гудрона с последующим розливом нефтепродукта и пожаром. Когда стали выяснять, оказалось, что труба не была рассчитана на прием сернистой нефти и в результате коррозии  истончилась до состояния пленки.

   В самой структуре металла заложена тенденция к усталости, разрушению. Поэтому полностью от коррозии спастись невозможно. Всему в мире, как впрочем и человеку, отпущен свой срок.

    Проблемами  повышения надежности и долговечности оборудования занимается исследовательское бюро коррозии опытно-исследовательского отдела завода, где работает 5 человек. В общем-то, как шутит начальник бюро коррозии А.В.Копертех, мы идем против самой природы, и  пока человечество не создало идеальный технологический материал, не подверженный процессам старения и коррозии, работы будет больше, чем достаточно.

     В арсенале у “коррозийщиков” имеются методы снижения скорости коррозии металлов: химико-технологические, покрытие, электрохимические,  легирования металлов и другие. Некоторые из них очень дорогостоящие. Поэтому и ищут они допустимый оптиум, удовлетворяющий завод и с технологической, и с экономической точки зрения.

    В последние годы завод  все больше перерабатывает нефти башкирских месторождений и доля их в общей переработке растет. Переработка тяжелых нефтей, к которым  относится и башкирская, влечет за собой ряд проблем, в том числе коррозию.

   — Поиск путей их решения позволяет заводу работать более стабильно и экономично, — рассказывает начальник бюро Андрей Владимирович Копертех. —  В последние годы на установках завода внедрен ряд мероприятий, позволяющих снизить скорость коррозии оборудования. Подобран новый нефтерастворимый деэмульгатор фирмы Nalko/Exxon для установок ЭЛОУ, позволяющий снизить до нормативных показателей содержание хлористых солей в обессоленной нефти и в то же время снизить сброс углеводородов в тех-нологических стоках установок, влияющих на экологию. Подобраны высокоэффективные ингибиторы коррозии и внедрены новые схемы  их подачи на установках АВТ-3, АВТ-4, 36/1, 1А/1М, секциях 100и 200 производства ароматики…

    После пуска комплекса гидрокрекинга были пущены в работу схемы подачи ингибитора коррозии, и результат не заставил себя ждать. Содержание ионов железа в дренажных водах с установки, характеризующей интенсивность процесса коррозии, снизился с 10 мг/л до 0,5 мг/л, и это особенно важно для надежной работы нового технологического оборудования комплекса на ближайшее будущее. Внедрены схемы электрохимической защиты трубопроводов подачи нефти на завод (ТОНы) и другие мероприятия.

     Для каждого конкретного объекта подбирается конкретное решение — это требует определенных знаний и научного подхода к проблеме. Опытным путем определяется оптимальный вариант, в лабораторных условиях на конкретных нефтях испытываются различные реагенты и подбирается наиболее эффективный.

     Очень сожалеют работники бюро коррозии,  что нет возможности полностью защитить установки по всем потокам, приходится выбирать наиболее опасные с коррозионной точки зрения участки.

    —  Нужна комплексная программа по замене и выносу продукто- трубопроводов, — считает А.В.Копертех.- Политика латания дыр проблемы не решит…

                      ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

   Кроме такой коварной  болезни, как коррозия, трубопроводы испытывают на себе и  последствия “российского” фактора —  “авось пронесет”. Пренебрежительное отношение к такому серьезному объекту, как трубопровод,  ни к чему хорошему не приведет.   Прошлой осенью ТЭЦ- 4 со всеми нарушениями проектных норм вплотную под трубопроводом с дизельным топливом проложил  свои коллектора условно чистых стоков и засыпал землей. Через год земля просела, продуктопровод  прогнулся и треснул по шву.  Вылилось несколько тонн дизельного топлива.

     Как рассказал и.о. помощника генерального директора по ГО и ЧС Николай Александрович Пушкарь, халатное отношение к своим обязанностям, незнание схем могут вызвать неприятные последствия  со стороны  “мертвого”, недействующего трубопровода. 17 июля на углу проезда 5 и 8 вылился толуол. Трубопровод откачки толуола  находился на балансе товарного производства, а эксплуатировался цехом № 41 комплекса ароматики. Не посмотрев схемы и не согласовав свои действия, работники газотопливного производства стали разбалчивать трубопровод, а он оказался подсоединен к действующему. В результате из разболченного фланцевого соединения вылился толуол. На днях в районе Тимашевского поворота на Бирском тракте при проведении работ по освобождению бензинового трубопровода, длительное время не эксплуатировавшегося, произошел розлив бензина. Недействующий более 15 лет трубопровод хранил в своем чреве бензин. И когда его пытались демонтировать с нарушениями норм техники безопасности, он выплеснул из себя продукт, что привело к экологической аварии.

                      ЭКОНОМИКА  ДОЛЖНА  БЫТЬ

Программой технического развития завода предусмотрены замена трубопроводов и вынос части их на поверхность. Это огромный объем работ и очень  большие финансовые затраты. О масштабах этой работы  лучше всего осведомлены в отделе капитального строительства. Мы побеседовали с инженером-механиком Валентиной Николаевной Кузнецовой. В этом году приступили к выносу на поверхность факельных коллекторов и трубопроводов подачи мазута для налива в баржи на реке Белой. По факельным линиям необходимо построить эстакады, проложить 13 км трубопроводов и 26 км теплоспутников. Только на проведение монтажных работ потребуется около 4,5 млрд. рублей. Плюс приобретение материалов — 1 тонна труб для теплоспутников сегодня стоит 10 млн. рублей, а нужно их 45 тонн. Кроме того для теплоизоляции труб понадобятся  минераловидные плиты и алюминиевые листы. Суммы выходят громадные, и даже такому гиганту, как НПЗ, они практически не по карману. Проложено 130 п.м. из запланированного. Что будет дальше? Работы приостановлены, завод вынужден затянуть ремешок, в том числе и за счет реконструкций.

Для непосвященных в проблемы нефтепереработки — интересная деталь. Говоря  о выносе трубопроводов на поверхность, не имеется в виду изъятие труб из-под земли и так далее. Это  полный объем нового строительства. А существующие трубопроводы остаются в земле. Таких недействующих подземных коллекторов в Башкирии  51 тысяча км. Они лежат под жилыми массивами, коллективными садами, автодорогами, кладбищами. Изымать их из-под земли — мероприятие дорогостоящее, а зачастую просто невыполнимое. И не исключено, что чей-то последний приют расположится над каким-нибудь забытым трубопроводом. И  кто-то, копая грядку в саду и услышав звяканье металла, пусть не думает, что это клад. Скорее всего, это все тот же наш герой — трубопровод, тихо гниющий от старости и забвения.

                               БЫЛИ, ЕСТЬ И БУДУТ

    Нефтепродукты  и сырье транспортируются практически всеми существующими видами транспорта: баржами, танкерами, железной дорогой, автомашинами. Но  сильные нефтяные компании пытаются закрепиться около НПЗ и вокруг путепроводов, именно здесь обеспечивается высокая рентабельность и увеличение объемов. По данным Счетной палаты РФ транспортировка нефтепродуктов по железной дороге на расстояние более 1,2 тысячи км сегодня не позволяет рассчитывать на прибыль с реализации. На сегодня это самый экономичный вид транспортировки и самый безопасный, поэтому, как выразился один из заводчан, трубопроводы были, есть и будут. И всегда их будет сопровождать коррозия, с которой всегда будут бороться.

   А.А.Тиракьян убежден, что говорить о 100%-ной надежности подземных трубопроводов, выработавших свой ресурсный срок, весьма проблематично.

— Мы можем говорить о разумных, обоснованных процентах надежности, — говорит он. —  Нужно учитывать, что по мере того, как мы повышаем процент надежности, затраты возрастают в геометрической прогрессии. И здесь необходим оптиум — как достичь достаточной надежности и при этом не выйти на фантастические затраты. Можно дальше и дальше увеличивать надежность, но затраты сделают бессмысленным все производство…

Трудно достичь высокой надежности труб, но можно и нужно свести к минимуму  негативные последствия из-за пропусков  и утечек. Трубопроводы ближе  всего расположены к природе и  при неполадках первым делом  бьют по ней, а значит и по каждому из нас.                                   1998 г.

Обновлено: 27.08.2019 — 19:04

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *