СТИХ ШУМ БАЗАРА…ДО ЛУЧШИХ ВРЕМЕН (Субъективные заметки)

Из командировки в Туркменистан вернулись генеральный менеджер СП “Флексисервис” Пол КОЛМАН и начальник отдела по обслуживанию иноспециалистов Ринат АМИНОВ.  Предлагаем вашему вниманию их рассказ. Ну а выводы пусть делает сам читатель.

«Мы побывали в городе Сейди (прежнее название — Нефтезаводск), это в часе езды от Чарджоу. Рассматривали вопросы возможности  поставки торцевых уплотнений для местного нефтезавода.

     Хотя, может, и неприлично говорить об этом, но первое, что нас поразило, — это пустые прилавки и несусветная грязь везде. В аэропорту пытались попить воды. Но нигде ничего, кроме сухого печенья, мы не нашли. Украшают витрины пустые банки из-под пива, а сам напиток, похоже, давно уже забыт жителями на вкус и цвет. Уж восточные базары всегда славились обилием фруктов, а ныне увидишь в одном уголке жалкую кучку огурцов, в другом — гнилой картошки и все. И много грязи. Вдоль автотрассы Чарджоу — Нефтезаводск стоят глиняные домишки без окон, без дверей. Женщины и дети  в городе  и в деревнях ходят в основном босиком. Мы подумали так, что им не на что купить обувь, даже самую дешевую. Местная национальная валюта — манат. По официальному курсу 1 манат равен 500 рублям, но на рынке больше 20 рублей за него не дают. Многие считают, что при обмене вклады граждан были обесценены раз в 20!

   Нефтеперерабатывающий завод, куда мы прибыли, в основном стоит, так как испытывает затруднения с приобретением тюменской нефти (местная нефть не приспособлена к заводской технологии). По мере накопления нефти завод  пускают, вырабатывают ее и вновь останавливают. И так в среднем раз 10 в год. Хотя  строился завод 20 лет и эксплуатируется всего два года, оборудование морально устарело, а заводы-поставщики оборудования и запчастей в бывшей ГДР и Чехословакии прекратили свое существование. Кроме тогопри такой эксплуатации оборудования значительно увеличивается его износ. Сейчас завод крайне нуждается в торцевых уплотнениях, вопрос только, будут ли у них деньги, чтобы рассчитаться с нами за их поставку.

   Среднемесячная зарплата работников составляет около 500 ма-натов. Автомобиль “Лада” стоит 800 тысяч манатов, то есть чтобы купить автомобиль, надо работать 133 года. Стоимость видеомаг-нитофона среднего класса около 20 тысяч манатов,  хлеба — 20 тань-га. Основные продукты питания продаются по талонам. Водка по талонам 7 манатов, без талонов — 40. Газ, электричество, соль — бесплатно.

    При всем при этом в республике удивляет обилие портретов Президента Туркменистана во всех возможных местах: от аэропорта до кабинета среднего начальника.  Все в голос хвалят президента и дружно верят в то, что все это временные трудности, и что все будет очень хорошо. Правда, один таксист откровенно сказал, что любое слово неодобрения в адрес Президента может быть чревато неприятностями.

     В целом ситуация в республике стабильна. Отчасти потому, что в людях сильна вера в Президента, отчасти, видимо, от того, что народ в любой стране вообще терпелив и всегда полон надежды. Как бы то ни было, сегодняшняя ситуация в Туркменистане напоминает наши прилавки и наши надежды в 1990-91годах. Уже сегодня робко, в небольшом количестве появляются в Ашхабаде коммерческие магазины, в которых цены просто космические. Об акционировании предприятий нет речи. Поставки, сбыт полностью контролируются правительством Туркменистана».

   Русскоязычное население республики настроено не так оптимистично, как коренные жители. Хотя нет прямой дискриминации русских, они чувствуют себя не совсем уверенно, и с тревогой и надеждой поглядывают на Россию, понимая, что многое в их судьбе зависит от отношений двух крупнейших республик бывшего Советского Союза.

1994

Обновлено: 27.08.2019 — 18:12

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *