Самостоятельное путешествие в Лондон

Сразу хочу сказать спасибо всем, кто делится информацией на страницах Интернета. Во многом благодаря этим людям мое путешествие в Лондон состоялось. И эта чудесная страна оставила самые теплые воспоминания. Хотя я столкнулась там с явлением, о котором не упоминалось ни на одном сайте. Я обязательно расскажу об опасностях, которые вас могут «поймать» на улицах столицы Великобритании.

Но обо всем по порядку.

Предыстория поездки в Лондон

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Виза. Британская виза – дело дорогостоящее и канительное. Я обратилась в визовый центр в Уфе (самостоятельно не решилась делать документы на визу). Оплатила пошлину и услуги центра — в общей сложности 12500 рублей. Через некоторое время мне назначили день и час, когда я должна явиться в город Екатеринбург сдать биометрию (в России лишь в пяти городах есть британские визовые центры). Ночь провела в поезде. Рано утром прямо с вокзала начала знакомиться с достопримечательностями города. Здание «Высоцкий» — здесь с высоты 52 этажа открывается панорама Екатеринбурга. Ельцин-центр, набережные, церковь, поставленная на том месте, где стоял дом Ипатьева, набережные, современные высотки из стекла, широкие улицы, парки – город выглядит величественным и в то же время теплым, радушным. К 13 часам я прибыла в британский центр, освободилась быстро. Заодно посмотрела дом-музей Бажова.

Через полторы недели курьер доставил паспорт с визой мне домой.

Примечание: 1. Не бойтесь зайти на сайт TLC и самостоятельно заполнить анкету. Вам хватит для этого школьно-студенческих знаний языка. Но можете заполнить на русском, анкета автоматом переводится на английский. 2. Постарайтесь попасть в Екатеринбург в любой день, кроме понедельника, когда все музеи закрыты. В этом мне не повезло. С ж/д вокзала организуются классные экскурсии, но тоже кроме понедельника.

Покупка авиабилетов и бронирование хостела. Я посмотрела на рекомендованных сайтах авиарейсы на Лондон и хостелы. Но признаюсь еще раз. Я не рискнула сама приобретать билеты, мне помогли девочки в турбюро. Авиабилеты с пересадкой в Риге без багажа обошлись в 11900 рублей. При покупке билетов ознакомьтесь с правилами провоза багажа и ручной клади. Это очень важно.

Хостел мы выбрали не тот, что я наметила. Этот был, во-первых, четырехместным, а во-вторых, находится в 800 метрах от Трафальгарской площади.

Примечание: бронируйте хостел с оплатой на месте. Я оплатила сразу по Интернету и зря так сделала. 1. Когда я приехала в хостел, мне показали другую сумму к оплате, немного дешевле; 2. Через несколько дней после возвращения домой сбербанк потребовал доплатить за хостел из-за колебания курса. В итоге проживание мне обошлось дороже, чем могло бы быть. Итак, при покупке авиабилетов и бронировании хостела ваш лучший друг Booking.com или сайт Винского, где все подробно описано. 3. Если вы, как я, побоитесь производить расчеты по карте на сайте, опытный народ советует для этих целей завести отдельную карту, на которой не будет больших сумм. А вообще-то я первый хостел забронировала самостоятельно через Букинг, но последнюю цифру карты указала неправильно (нечаянно). Букинг волновался, а хостел спокойно подтвердил бронь. И она была действительна, потому что вскоре я отменила бронь. И стало понятно, что бронь была.

Московские впечатления

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Итак, вначале я приехала в Москву. Поезд пришел в 7 часу утра, я оформилась в хостел и пешком пошла на Красную площадь. В субботнее утро улицы Москвы были пустыми, тихими, солнечными и сухими. Только дворники делали свою работу, да редкие прохожие также неспешно шли навстречу светлому дню. Куранты пробили 9 часов утра, когда я огибала храм Василия Блаженного с тем, чтобы двинуться к Болотной площади, откуда начинали свои экскурсионные маршруты красные двухэтажные автобусы. Целый день я любовалась столицей по трем маршрутам. Я сохранила буклет и чеки, потому что в Лондоне я получу скидку на такие двухэтажные автобусы.

На второй день я поехала на станцию метро «Выставочная», где с башни «Федерация» полюбовалась городом с высоты 89-го этажа. Здесь можно поесть бесплатное мороженое и шоколад, которые производят у вас на глазах.

Затем я посетила музей холодной войны «Бункер-42» (метро «Таганка»), расположенный на глубине 65 метров под землей. Один раз побывать интересно.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Очень понравились новые 26-метровые трамваи, новые светлые просторные вагоны метро, не разделенные между собой. Поэтому на поворотах поезд виден с первого вагона до последнего, он напоминает огромного доброго светлого питона.

Лондонские впечатления

Трансфер. Перед посадкой мы долго кругами летали вокруг Лондона. После бессонной ночи мне даже показалось, что я явственно разглядела внизу башню Биг Бена, хрестоматийную картинку со времен учебы в школе. Но это, конечно, был призрак башни, потому что в действительности она вся была облеплена строительными лесами. Кстати, на всем протяжении пути я натыкалась на ремонт дорог, зданий, набережных. Как нарочно. В разных частях света одновременно: Екатеринбурге, Москве и Лондоне…

Из аэропорта Гатвик я добиралась двумя поездами. Вид из окна, скажу я вам, напоминал замусоренные неприглядные окраины что Сочи, что Бангкока, что Москвы – честно, очень похоже. Заметили это и мои попутчики. Обратно из Лондона в Гатвик я ехала на национальном экспрессе от метро Ватерлоо. Там окраины английской столицы – аккуратные домики, много зелени, вид очень смотрибельный – навевают мечты о тихой спокойной старости в таком вот уютненьком, но наверняка недешевом месте.

Транспорт в Лондоне. По российским меркам проезд ужасно дорогой – одна ездка в метро/автобусе от 2,5 фунтов (умножьте на 82,5 рубля примерно). Я сразу решила, что в метро я ездить не буду. Что за интерес кататься под землей! И вообще решила ходить пешочком. Я много читала перед этим, как сэкономить на проезде, но запуталась в картах Oycter/London Pass и т.д. Кто говорит: выгодно, кто — невыгодно.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Экскурсии по Лондону. Поскольку в аэропорту я купила единый билет для проезда на всех видах транспорта, то я ее решила использовать вовсю (действовала она один день). Прямо у хостела увидела остановку автобусов №№ 9, 11, 15, еще есть 24, которые проезжают по самым «туристским» местам, и прокатилась на одном из них туда и обратно до темноты.

На другой день разведала дорогу к Трафальгарской площади, 10 минут ходьбы. Нашла продавцов билетов на двухэтажные экскурсионные автобусы, приобрела со скидкой билет на два дня. Туда же входила стоимость прогулки на катере по Темзе. Два дня я каталась по трем маршрутам, которые охватывали практически весь город и проезжали по лучшим местам. Кстати, на любой остановке можно выйти, сходить в музей или еще куда-нибудь и на таком же автобусе кататься дальше. Но эти два дня как раз были дождливыми, поэтому я просто наслаждалась видом Лондона со второго этажа. Но на второй день произошло ужасное. Лил дождь, начало темнеть. Мы, четверо россиян (случайная встреча), решили с голубого маршрута пересесть на желтый, который шел в сторону моего хостела. Гайд-парк почти исчез за дождем и теменью, когда, наконец, подошел, как сказал водитель, последний автобус. Якобы желтый. Короче, мы поехали совсем в другую сторону от центра. И меня охватила паника. Словом, оказаться в незнакомом многомиллионном городе поздно вечером – это жуткое удовольствие. Каждые пять метров я спрашивала, как мне добраться хотя бы до единственного места, откуда я представляла дорогу до хостела, — Трафальгарской площади. Все посылали в метро. Им же надо еще уметь пользоваться! Но я зря переживала. В метро служащая по мере сил пыталась втолковать мне мой маршрут (с пересадкой, блин!), через автомат помогла купить билет. Доехала я до места пересадки. Мне нужна коричневая линия. Указатели вроде есть. Иду по ним, но спустя время они исчезают и непонятно, куда идти. Я с тоской вспомнила московские метро: огромные, светлые, с четкими понятными указателями на каждом шагу. Здесь на станции было ощущение нехватки света, общей замызганности. Эти неприятные чувства усилились в вагоне метро: это маленький тесный мирок. Почему-то бросился в глаза ряд черных грубых башмаков. Как будто закончилась смена у рабочих 19 века, и они усталые донельзя едут с работы. И я вместе с ними еду, как внутри трубы, такая же никакая. Это было странно, учитывая, что поезд направлялся в самый центр Лондона… Оказалось, билет надо предъявлять при выходе из метро. Я об этом забыла, и никак не могла его найти. Служащий махнул рукой и выпустил меня. По каким-то переходам метро, таким же маленьким, трубообразным с закругленными потолками, шла неведомо куда, не видя указателей: где выход на улицу. Молодой человек подошел ко мне, спросил, какие проблемы. «На улицу выйти хочу», — с отчаянием ответила я. Он сказал, что я иду в сторону поездов, мне надо в другую сторону.

Доброжелательность лондонцев потрясает! Никто никуда не спешит, никого не сбивает с ног. Спокойно, с большой охотой ответят на вопросы. (Это вам не Париж, где реагируют только на французскую речь. На другой язык прохожие не реагируют принципиально, особенно на английский. Мы отчаялись найти Лувр, пока я не обратилась к девушкам азиатской внешности. Они подсказали дорогу)… Я как-то в задумчивости встала перед кассой в магазине, не зная, как пользоваться всем этим. Молодой человек молча без слов, помог мне. Не могла я также понять (и до сих пор не разбираю) номинала мелочи. Это какая-то шарада! Я просто высыпала все небумажные деньги на ладонь, он взял, сколько нужно, куда-то засыпал… У молдавских женщин, которые работают в сувенирном магазине, я поинтересовалась: отчего у прохожих такая готовность прийти на помощь. Они думают, что поскольку в Лондоне очень много приезжих, которые сталкивались с проблемами, они теперь с готовностью помогают ориентироваться другим. Мне кажется, это объяснение упрощенное…

Удивляет на улицах количество бомжей, которые лежат, сидят на улицах. Кто-то укрыт пледом красивого рисунка, кто-то спит в спальном мешке почти новом. Но лица испитые, хотя не у всех. Потрясли две картинки. Смотрю, на углу сидит на асфальте бездомный и увлеченно читает книгу! И вторая картинка – у дверей солидного учреждения парень в белой рубашечке курит, а рядом с ним, прислонившись к стене дома, бомж пьет кофе, как лучший друг на кухне друга! В них проглядывает даже нечто общее – полная удовлетворенность своей жизнью…

В Лондоне 200 музеев открыты для бесплатного посещения! Побывала в Британском и Национальном музеях, посмотрела на Лондон с 35 этажа с башни Walkie Talkie, потому что это бесплатно. Есть повыше смотровые площадки – Шард, Колесо обозрения, но за денежки. Ну и конечно, культовые места посещала чуть не каждый день – Биг Бен, Тауэр, Трафальгар, площадь Ватерлоо, Оксфорд-стрит, Пикадилли и т.д. Потрясающая архитектура Королевского колледжа и Верховного суда! Но сколько еще можно увидеть. Но времени не хватило. Например, музей Шерлока Холмса, мадам Тюссо, музей Науки и естественной истории далековато от центра находятся. Пешком не дойдешь.

Правильно пишут на сайтах, что самая дешевая еда в магазинах Tesko. Проверено! Самый популярный магазин одежды Primark из-за дешевизны. Проверено!

На четвертый день пребывания в Лондоне меня ограбили. На сайтах нигде о подобном не писали, и я бдительность потеряла. Или не поэтому… Рано утром иду я на Пикадилли (в 9-ом часу). Настроение классное, про себя пою «Я вышла на Пикадилли»… Попросила сфоткать меня на фоне статуи. Как обычно, прохожие доброжелательны. На углу улиц подходит ко мне седой мужик, просит сфоткать его. Я заражена общей доброжелательностью лондонцев и с готовностью беру его фотоаппарат, щелкаю, а он не срабатывает. Тут подходят двое мужиков, говорят «Полиция», и один из них властно, строго спрашивает: не занимаемся ли мы незаконным обменом валюты. Потребовал показать паспорта и деньги. Деньги тут же вернул и строго повторил: фотографироваться можно, а обменом валюты – ни-ни. Какие-то истории из начала 90-х годов, подумала я. Вспомнила, как мы с мамой поехали в Китай за вещами. Валютные операции в России еще были полузапрещены и ограничены. А китайцы доллары не брали, и приходилось их обменивать, где возможно, на юани. Вот так парень предложил маме обменять 100 долларов на юани, но в какой-то момент его сообщник испуганно сказал: «Полиция». Парень сунул маме деньги обратно и убежал. Оказалось, он вернул 1 доллар вместо 100… Сомнения меня точили, и я неподалеку остановилась, проверила деньги. Из 600 фунтов половина «испарились»! Я вернулась на то место, где все произошло, около отеля. Короче, попросила вызвать полицию, приехали две девушки в форме. В отеле служащий оказался парнем из Литвы, он помог с переводом. На другой день мне прислали письмо по электронке, что полиция дело закрывает из-за недостатка информации. Словом, потомки Шерлока, Пуаро, Марпл расписались в бессилии сразу! Потом я разговорилась с двумя женщинами из Санкт-Петербурга. К ним тоже поздно вечером подошли похожие по описанию мужики, представились полицейскими, потребовали паспорта. Одна из них уже полезла в сумку, а другая просто послала их по-русски на русском языке и пошла, потянув за собой подругу… Так что эта банда реально орудует на улицах Лондона. Кому я ни рассказывала свою историю, местным, все удивлялись, что о подобных случаях они не  слышали, хотя полиция обычно информирует горожан о видах преступлений…

Будьте бдительны!

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Шопинг. Надеялась приобрести кашемировые вещи. Но они на самом деле дорогие (шарфики 45 фунтов около Британского музея, кофточка — 80 фунтов). Я прогулялась, конечно, по Оксфорд-стрит, но покупки сделала в основном в Primark, там реально дешево. Но! В хостеле мы разговорились с Жанной, в Таллине у нее свои магазины. Она сказала, что в общем-то у них все это можно купить по той же цене. Тем не менее она уезжала в аэропорт с большим бумажным пакетом вещей из этого магазина. Покупками я довольна: вещи купила недорогие на холодное время года, все функциональные, на каждый день. Да, в Москве есть те же свитерочки по той же цене, но у лондонских цвет чистый, ясный, и прилегают они к телу мягко, ласково, не колются.

Резюме. Вообще-то я ехала в Лондон с целью участия в Неделе литературы и искусства, организованного Евразийской творческой гильдией, членом которой я состою. Но запланированные мероприятия происходили далеко от Лондона, вроде надо было ехать поездом. Поэтому я совершила путешествие в Лондон как турист. И это все равно было здорово! Не зря весь мир ездит. Пока я жила в хостеле, чуть не каждый день менялись постояльцы: Мексика, Аргентина, Америка, Япония. Молодежь приезжает на день-два в Лондон, наверно, потусить, хотя была и женщина из Германии средних лет один день. Впечатлений, конечно, гораздо больше, но здесь я постаралась быть краткой. И пыталась дать полезную информацию для тех, кто впервые собирается посетить британскую столицу.

Удачи всем и всего доброго!